В районе бухты Круглая под Севастополем второй день работает экспедиция по изучению места гибели подлодки «Камбала». Об этом с места событий сообщает корреспондент «Крымской газеты».
Энтузиасты ищут затонувшую подлодку. Фото предоставлено В. Лебединским.
Торпедная подводная лодка Русского императорского флота «Камбала» затонула во время учений Черноморского флота 29 мая 1909 года в результате полученного в правый борт удара тараном линейного корабля «Ростислав». В той трагедии погибли 20 черноморских подводников с «Камбалы». Точные координаты места катастрофы так и не были определены.
Офицеры и курсанты училища им. Нахимова определили по архивным документам предполагаемое место гибели подводной лодки. Как оказалось, оно находится на траверзе бухты Круглая в пяти километрах к юго-западу от входа в Севастопольскую бухту. 7 мая специалисты просканировали морское дно с помощью новейшего отечественного гидролокационного комплекса «Гидра». Гидролокатор обнаружил на глубине 62 метра обьект, соответствующий размерам и форме остатков подлодки «Камбала».
Вчера, 14 мая, начался второй этап изучения места последнего пристанища легендарной субмарины. Все та же сплоченная команда, которая обнаружила остатки подлодки, обследует район с применением подводных роботов - ТНПА (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат).
Подлодка "Камбала"
- Эта экспедиция имеет важное значение для истории нашей страны и Черноморского флота, ведь сама по себе лодка представляет интерес. Кроме этого, «Камбала» открыла список безвозвратных потерь подводного флота России на Черном море. Столько жертв…здесь погибли первые подводники, - рассказал корреспонденту «Крымской газеты» старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, кандидат исторических наук Виктор Лебединский.
Источник: https://gazetacrimea.ru/news/y-beregov-krima-s-pomoshu-robota-nashli-zatonyvshyu-podlodky-foto-29787
Историческая справка:
Список безвозвратных потерь подводного флота России на Черном море открыла подводная лодка «Камбала», получившая это название при зачислении в списки судов Российского Императорского Флота и погибшая на второй год существования Черноморского Подплава.
«Камбала» - торпедная подводная лодка типа «Карп», заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по проекту Р.Эквиллея, по заказу Морского Ведомства России, заводской номер – «111». 4 августа 1906 года зачислена в списки кораблей Балтийского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года спущена на воду. 8 сентября 1907 года официально принята в казну. 22 апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы в Севастополь и вошла в состав Черноморского Флота. Отдельный дивизион подводных лодок Черноморского Флота стал состоять из пяти подлодок: 2 американской постройки «Судак» и «Лосось» и 3 германской постройки – «Камбала», «Карп» и «Карась», специально предназначавшихся для усиления Черноморского Флота.
Корпус каждой подводной лодки состоял из семи частей, каждая из которых выполнялась из сварных листов и не имела шпангоутов, а отдельные части соединялись болтами. Имелось три входных люка, причем носовой люк использовался для погрузки торпед. Семь балластных наружных цистерн располагались между двойными корпусами: три в носу, две – побортно в районе машинного отделения и две – в корме. Для осушения внутренних цистерн устанавливались помпы, а внешний балласт продувался сжатым воздухом. Имелся откидной спасательный киль весом 3.5 тонны. На каждой лодке устанавливались по два керосиновых двухсотсильных мотора Кертинга, оказавшихся малоудачными и демаскировавшие лодку клубами белого дыма при плавании в надводном положении. Два электромотора в 220 л.с. работали на винт и обеспечивали скорость подводного хода - 8.8 узла; надводного - 10.8 узла. Дальность плавания в надводном положении - 1800 миль, в подводном – 60 миль. Экипаж подводной лодки - 28 человек. Водоизмещение «Камбалы»: надводное - 205 тонн; подводное - 236 тонн. Длина - 39.6 метра, ширина-2.7 метра, осадка-2.61 метра. Время погружения составляло не менее 10 минут. Полутарокорпусная лодка вооружалась одним трубчатым торпедным аппаратом (457мм). Артиллерийского вооружения на лодке не имелось.
29 мая 1909 года в 23 часа 27 минут подводная лодка «Камбала» потеряна у Севастополя в результате аварии (столкновение со своим линейным кораблем «Ростислав»). 20 января 1911 года официально исключена из списков Российского Императорского Флота.
Весной 1909 года «Камбала» принимала участие в учениях Черноморского Флота. По плану, 29 мая подводная лодка «Камбала» должна была «атаковать» у входа в Южную бухту черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории. В 21 час 30 минут «Камбала» отошла от борта своей базы – линейного корабля «Двенадцать апостолов» и взяла курс в сторону Стрелецкой бухты. Командовал ею лейтенант М.Аквилонов (командир ПЛ – граф П.Келлер был в отпуске), на борту лодки находился капитан 2-го ранга Н.М.Белкин – сын участника Синопского сражения и 349-дневной обороны Севастополя контр-адмирала М.Ф. Белкина.
В те времена считалось невозможным подводным лодкам атаковать ночью, и 23 мая 1909 года, на совещании офицеров Николай Михайлович Белкин 2-й доказывал возможность ночных атак, и после долгих дискуссий вызвался провести такую атаку сам. Как ни осторожничало командование флота, но все же разрешило провести эксперимент. В намеченном месте лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Была темная южная ночь. Оставив у перископа лейтенанта М. Аквилонова, капитан 2-го ранга Н.М.Белкин принял решение всплыть и произвести атаку в надводном положении. Дождавшись в темноте подхода неожидавшей встречи с «противником» эскадры, «Камбала» успешно провела учебную атаку на головной корабль «Пантелеймон» (бывший «Потемкин»). Закончив атаку, командир отряда начал маневр, решив лечь на параллельный эскадре курс. Находившийся на мостике лейтенант М.Аквилонов отвлекся от выполнения маневра и внезапно увидел перед собой движущуюся эскадру. Столкновение было неизбежно. Подводная лодка попала под форштевень линейного корабля «Ростислав» и, рассеченная на две части, затонула на глубине 56 метров. Весь экипаж погиб. Спасен был только лейтенант М.Аквилонов, которого в момент столкновения смыло с мостика подводной лодки.
Источник: Лебединский В.В.
Эта, первая в истории Подплава катастрофа, широко освещалась тогдашней прессой, а обстоятельства происшествия стали предметом тщательного и всестороннего разбирательства в Морском Ведомстве Российской Империи. Работала комиссия Морского технического комитета под председательством капитана 1-го ранга М.Н.Беклемишева. В Российском Государственном Архиве ВМФ в Санкт-Петербурге хранится полный пакет документов, в которых исчерпывающе рассматривается гибель подводной лодки «Камбала» и всего ее экипажа.